Самоконтроль в промышленности



Главными причинами этого подъема были слияние власти монополий и государства, усиление эксплуатации рабочих, жестокое ограбление оккупированных и подвластных стран, продолжающееся сокращение производства потребительских товаров. В своем выступлении на собрании представителей рейнско-вестфальской промышленности 9 июня 1944 г. Шпеер провозгласил так называемый самоконтроль промышленности, введенный в 1942 г. для всего военного производства, решающей предпосылкой развития фашистской военной экономики. Ее государственно-монополистическое регулирование, скрывающееся за этой формулировкой, было и в 1944 г. важнейшим средством, позволившим крупнейшим монополиям реализовать максимальные прибыли и добиться высокого уровня производства вооружений для развязанной ими войны за мировое господство. В июне 1944 г. имперскому министерству вооружений и военного производства подчинялись 21 главная комиссия и 12 комитетов, управлявших производством вооружения. Этот аппарат со своими подкомиссиями и вспомогательными комиссиями объединял около 6 тыс. «руководящих деятелей военной промышленности, хорошо знающих производство и умеющих добиваться успеха», а также «техников и инженеров, выделенных предприятиями».

Каким путем система государственно-монополистического регулирования даже в последний период войны усиливала власть и влияние монополий в нацистском государстве, видно па примере авиационной промышленности. В 1944 г. ее подчинили министерству Шпеера и тем самым полностью включили в систему так называемого промышленного самоконтроля. Старыми методами в условиях воздушных налетов союзников авиационная промышленность ire могла больше существенно повысить свое производство. Созданный 1 марта 1944 г. под руководством генерал-фельдмаршала Мильха и Шпеера «штаб истребительной авиации» должен был поднять производство самолетов-истребителей до 4 тыс. в месяц и частично перебазировать производственные сооружения в подземные помещения и на мелкие предприятия. 20 июня того же года Геринг приказал передать авиационную промышленность министерству Шпеера, которое отныне руководило всеми отраслями военного хозяйства. Мильх, близкий друг Геринга, член наблюдательного совета фирмы «Юнкере» и член так называемого совета по вопросам вооружений, самым энергичным образом отстаивал интересы авиационных концернов. 1 августа 1944 г. он был назначен заместителем Шпеера. Директор-распорядитель акционерного общества «Мессершмитт АГ» Фридаг стал руководителем специально созданной главной комиссии по производству самолетов.

Эти мероприятия помогли быстро увеличить выпуск самолетов. Если в феврале 1944 г. было изготовлено только 1028 самолетов, то в сентябре 1944 г. - уже 2950. Правда, большое значение для этого роста имело решение о прекращении производства бомбардировщиков, ибо на каждый бомбардировщик приходилось тратить в пять раз больше материала и времени, чем на один истребитель.


Читайте также:

Новое производство в военной промышленности
Падение боевого духа личного состава вермахта
Конец блокады Ленинграда
Освобождение южной территории страны
Содержание

Рейтинг@Mail.ru