Крупные интересы военного министерства



Итак, в крупные предприятия влились многие средние и мелкие, которые не могли выдержать конкуренции или были вынуждены взять на себя роль поставщиков. Летом 1943 г. были закрыты небольшие предприятия, даже выпускающие военную продукцию, а их заказы были переданы крупным заводам и фабрикам, обладающим более высокой производительностью. Текстильные предприятия также были вынуждены перевести свое оборудование на выполнение военных заказов. При этом монополии все более и более ущемляли экономические интересы большей части мелкой буржуазии, мелких и средних предпринимателей. Рост концернов был чрезвычайно сильным.

Окружные экономические палаты и биржи труда, созданные в первой половине 1943 г. при особом учете интересов монополистов отдельных областей, являлись новыми опорными пунктами государственно-монополистической системы на местном уровне. Их задача заключалась в том, чтобы путем тесной связи с гаулейтерами (с осени 1942 г. они назывались имперскими комиссарами обороны) содействовать осуществлению интересов капиталистов. Поскольку руководители окружных экономических палат являлись «личностями, пользующимися доверием партии в области экономики», они олицетворяли все более тесные и прямые связи монополий с нацистской партией. Так, крупные капиталисты и нацистская партия в тесном сотрудничестве друг с другом попытались преодолеть кризис фашистской системы германского империализма.

В августе 1943 г. Рурские концерны создали «Рурский штаб Шпеера» во главе с Вальтером Роландом. Этот штаб имел целью обеспечить выпуск военной продукции также и при нарушениях, вызванных воздушными налетами. Он состоял из представителей концернов и экономистов, оплачивался имперской группой по вопросам промышленности и также служил делу укрепления руководящей роли крупных монополий в политике и экономике.

Процесс концентрации государственно-монополистической власти в тотальной войне достиг нового этапа с. появлением приказа Гитлера «о концентрации военной экономики» от 2 сентября 1943 г., который был разработан представителями монополий Керлем и Шибером. Управление всем производством отныне сосредоточивалось в имперском министерстве вооружения и военного производства, бывшем имперском министерстве вооружения и боеприпасов, и создавалось собственное ведомство «центрального планирования», которым руководил монополист Керль в личном контакте с управлением по заготовке сырья в министерстве вооружения.

Сфера ответственности имперского министерства хозяйства с этого момента распространялась только па снабжение населения, общую экономическую политику, финансы и кредит, а также на внешнюю торговлю, которая и без того становилась все менее значительной. Большая часть старого государственного аппарата постепенно изолировалась, так как из-за своей бюрократической неповоротливости он все меньше отвечал новым требованиям монополий. Часть руководителей, работавших ранее в подчинении министерства хозяйства, получила ответственные посты в управленческой системе министерства, возглавляемого Шпеером.


Читайте также:

Восстановление ударной мощи
Принудительное использование иностранных рабочих на предприятиях Германии
Распределение труда между государственными и военными учреждениями
Последствия кризиса
Поражение фашистов под Курском
Содержание

Рейтинг@Mail.ru